Главная » 2016 Январь 17 » Всероссийская олимпиада школьников по литературе 10 класс
17:40 Всероссийская олимпиада школьников по литературе 10 класс | |
I знание текстов художественных произведений
1. Кто это говорит? Укажите героя и название произведения. 1) Э, соколик, не тужи, - сказал он с нежно-певучей лаской, с которой говорят старые русские бабы. – Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить! Вот так-то, милый мой, А живём тут, слава богу, обиды нет. Тоже люди и худые, и добрые есть. 2) Несомненно, может, вы и правы. (Вздыхает.) Но, конечно, если взглянуть с точки зрения, то вы, позволю себе так выразиться, извините за откровенность, совершенно привели меня в состояние духа. Я знаю свою фортуну, каждый день со мной случается какое-нибудь несчастье, и к этому я давно уже привык, так что с улыбкой гляжу на свою судьбу. 3) Что же вы полагаете, Антон Антонович, грешками? Грешки грешкам рознь. Я говорю открыто, что беру взятки, но чем взятки? борзыми щенками. Это совсем другое дело. 2. По начальным и последним строкам стихотворения вспомните его автора. 1) Есть в осени первоначальной <…> На отдыхающее поле. 2) Я последний поэт деревни… <…> Прохрипят мой двенадцатый час! 3)Средь шумного бала, случайно… <…> Но кажется мне, что люблю! 4) Ночь, улица, фонарь, аптека… <…> Аптека, улица, фонарь. 3. Кому из поэтов посвящены эти строки? Кто их автор? В певучем граде моём купола горят, И спаса светлого славит слепец бродячий, Я дарю тебе свой колокольный град, <…> - И сердце своё в придачу! 4. Соотнесите героев Тургеневского романа их социальным положением. А) «Эмансипе». Б) русский аристократ В) полковой лекарь Г) Студент-барич Д) Студент-демократ. 5. Кому из русских поэтов начала XX века принадлежат строки? О, я хочу безумно жить: Всё сущее – увековечить, безличное – очеловечить, несбывшееся воплотить! II. Знание истории литературы 1. После октябрьской революции 1917 года многие писатели покинули Россию. Причины, заставившие Ивана Алексеевича Бунина покинуть родину, нашли отражение в опубликованном в эмиграции дневнике. Какое название он носил? 2. О какой из своих поэм В. В. Маяковский сказал: «Четыре крика четырёх частей»? 3. О каком своём рассказе А.И Куприн писал Ф.Д. Батюшкову: «…ничего более целомудренного я ещё не писал». III. Знание теории литературы По приведенному ниже определению установите, о каком литературоведческом понятии идёт речь. 1)…- один из тропов, разновидность метонимии, перенесение значения одного слова на другое на основе замены количественных отношений: часть вместо целого («Белеет парус одинокий» - М.Ю. Лермонтова – вместо лодки – парус); единственное число вместо множественного («И раб судьбу благословил» - «Евгений Онегин» А.С Пушкина; «Но старость ходит осторожно / И подозрительно глядит». – А.С. Пушкин, «Полтава», песнь 1-я; «Отсель грозить мы будем шведу» - А.С. Пушкин, «Медный всадник»); целое берётся вместо части («Его зарыли в шар земной,/А был он лишь солдат» - С. Орлов). 2)…- вымышленная картина идеального жизненного устройства. Термин связан с названием произведения английского писателя Томаcа Мора (1478-1535), который, критикуя в своём произведении эксплуатарское общество, рисовал мир, где все трудятся и счастливы. Его последователь - великий итальянский гуманист Т. Кампанелла. («Город солнца»), английский писатель – социалист В. Моррис («Вести ниоткуда») и д.р. 2. Определите размер стихотворения: И гордый Демон не отстанет, Пока живу я, от меня, И ум мой озарять не станет Лучом чудесного огня. Покажет образ совершенства И вдруг отнимет навсегда. И дав предчувствие блаженства, Не даст мне счастья никогда. М.Ю. Лермонтов 3. Определите художественные средства выразительности, используемые поэтом С. А. Есениным для создания образа: 1) Рассвет рукой прохлады ровно Сшибает яблоки зари. 2)Синь то дремлет, то вздыхает. 3) Как серёжки зазвенит девичий смех. 4)В водах ложных звенящая борозда 5)Звонко чахнут тополя IV. Анализ эпического произведения. Часовня. Летний жаркий день, в поле, за садом старой усадьбы, давно заброшенная кладбище, - бугры в высоких цветах и травах и одинокая, вся дико заросшая цветами и травами, крапивой и татарником, разрушающаяся кирпичная часовня. Дети из усадьбы, сидя под часовней на корточках, зоркими глазами заглядывая в узкое и длинное разбитое окно на уровне земли. Там ничего не видно, оттуда только холодно дует. Везде светло и жарко, а там темно и холодно: там, в железных ящиках, лежат, какие-то дедушки и бабушки и ещё какой - то дядя, который сам себя застрелил. Всё это очень интересно и удивительно: у нас тут солнце, цветы, травы, мухи, шмели, бабочки, мы можем играть, бегать, нам жутко, но и весело сидеть на корточках, а они всегда лежат там в темноте, как ночью, в толстых и холодных железных ящиках; дедушки и бабушки все старые, а дядя ещё молодой… - А зачем он себя застрелил? - Он был очень влюблён, а когда очень влюблён, всегда стреляют себя… В синем море неба островами стоят кое-где белые прекрасные облака, тёплый ветер с поля несёт сладкий запах цветущей ржи. И чем жарче и радостней печёт солнце, тем холоднее дует из тьмы, из окна. И. Бунин Ответы на вопросы олимпиады по литературе,2012-2013 11 класс I.Знание текстов художественных произведений 1)Платон Каратаев, «Война и мир». 2) Епиходов «Вишнёвый сад». 3) Аммос Фёдорович Ляпкин – Тяпкин, «Ревизор». Оценка: За героя – 0,5 балла; за название 0,5 балла. 1) Ф.И. Тютчев. 2) С.А. Есенин. 3) А.К. Толстой. 4) А.А. Блок. Оценка: по 0,5 балла. Строки посвящены А.А. Ахматовой; автор строк М.И. Цветаева. Оценка 0,2 балла А) «Эмансипе» - Кувшина. Б) Русский аристократ – П.П Кирсанов. В) Полковой лекарь В.И. Базаров. Г) Студент – барич - А. Кирсанов. Д) Студент – демократ Е. Базаров. Оценка: по 1 баллу. А.А Блоку. Оценка: 1 балл II.Знание истории литературы «Окаянные дни» «Облако в штанах» «Гранатовый браслет». Оценка: по 2 балла III.Знание теории литературы 1) Синекдоха. 2)Утопия. Оценка: по 2 балла Ямб. Оценка: 2 балла 1) Олицетворение. 2)Метафора. 3) Сравнение (метафоричное). 4) Эпитет. 5) Звукопись. Оценка: по 1 баллу. IV. Анализ эпического произведения. Оценка: до 30 баллов. ОБЩАЯ СУММА БАЛЛОВ: 60 | |
|
Всего комментариев: 0 | |