Главная » 2016 » Январь » 18 » Школьная олимпиада по русскому языку 10 класс
14:27
Школьная олимпиада по русскому языку 10 класс
Вводная часть:

1. Задания можно выполнять в произвольном порядке. Номер, присвоенный заданиям, менять нельзя, его следует указывать при письменном оформлении выполненного задания.

2. При оценивании выполненного задания учитывается орфографическая, пунктуационная, грамматическая и речевая грамотность его письменного оформления; за каждую допущенную ошибку снимается по 0,16.

Задание 1.

В приведенных ниже предложениях найдите речевые ошибки и стилистические недочеты. Исправьте предложения.

Ленский был вхож в дом Лариных на правах жениха сестры Татьяны Ольги.
Войска были вынуждены отступить назад.
Открывая окно, в класс влетел воробей.

Ответ.

Ленский был вхож в дом Лариных как жених Ольги.
Войска были вынуждены отступить.
Когда открыли окно, в класс влетел воробей.

Оценка: по 0,2 балла за каждое предложение.

Задание 2.

Представлен ряд слов. Три слова в ряду можно объединить по какому-то языковому признаку. Назовите его и определите лишнее слово.

Взгляд, взлом, взнос, взор.

Ответ.

Лишнее слово – взор (приставка в-); взгляд, взлом, взнос (приставка вз-).

Оценка: 1 балл.

Задание 3.

Выберите правильную форму управления.

Импичмент (президент), командующий (фронт), плата (услуги), оплата (проезд), отзыв (автореферат), рецензия (программа), компетентный (вопрос).

Ответ.

Импичмент (кому?) президенту; командующий (чем?) фронтом; плата (за что?) за услуги; оплата (чего?) проезда; отзыв (о чем?) об автореферате; рецензия (на что?) на программу; компетентный (в чем?) в вопросе.

Оценка: по 0,2 балла за каждое словосочетание.

Задание 4.

Определите, какое из приведенных ниже слов не является родственным остальным. Обоснуйте ответ.

Излагать, положение, прилагательное, налаживать, полагать, предложить.

Ответ.

Не является родственным слово налаживать. Видовая пара – наладить. Остальные глаголы с корнем лаг – лож имеют чередующуюся гласную о – а.

Оценка: 1 балл.

Задание 5.

Придумайте 3 пары слов, которые отличались бы только ударением, и составьте с ними предложения. Как называются такие слова?

Ответ.

Омографы – слова, одинаковые по написанию, но различные по звучанию: дорог – дорог, орган – орган, засыпать – засыпать, остроты – остроты.

Сей старец дорог нам… Тебя я встречу где-то в мире, за далью каменных дорог. Ваши принципы просты: Вы очень любите остроты, но Вы боитесь остроты.

Оценка: 3 балла.

Задание 6.

Определите, какой художественный приём лежит в основе данных фразеологизмов.

Знакомый незнакомец, молодая старость, взрослые дети, звонкая тишина, пышное увядание.

Ответ.

Оксюморон.

Оценка: 1 балл.

Задание 7.

Найдите слово с ударением на последнем слоге.

Феномен, камбала, статуя, ломота, жалюзи, дремота, искра.

Ответ.

Жалюзи.

Оценка: 0,5 балла.

Задание 8.

Определите, какие тропы употреблены в предложениях из художественных текстов.

Шутила зрелость, пела юность. (А.Т. Твардовский)
Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость. (А.С. Пушкин)
Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде. (С.А. Есенин)
Кому сказать, с кем поделиться той грустной радостью, что я остался жив. (С.А. Есенин)

Ответ.

Шутила зрелость, пела юность. (Олицетворение.)
Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость. (Олицетворение, эпитеты.)
Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде. (Эпитеты, сравнение.)
Кому сказать, с кем поделиться той грустной радостью, что я остался жив. (Оксюморон.)

Оценка: по 0,5 балла за каждый пример. Максимальная оценка: 2,5 балла.

Задание 9.

Определите значение греческих морфем в данных словах.

Геология, география, геометрия.
Монолог, монолит, монография, монокль, монотонный.
Поликлиника, полиглот, полиграфия.
Демократия, демонстрация.

Ответ.

Геология, география, геометрия – гео-(от греч. geo – земля);
Монолог, монолит, монография, монокль, монотонный – моно-(от греч. mono – один, единый, единственный);
Поликлиника, полиглот, полиграфия – поли-(от греч. poly – много);
Демократия, демонстрация – дем(о)-(от греч. demos – народ);

Оценка: 0,4 балла.

Задание 10.

Составьте предложения с созвучными словами. Как называются такие слова?

Узнать – признать.
Лицо – личность.
Подпись – роспись.

Ответ.

Слова близкие по звучанию, но различные по значению, называются паронимами.

Всё кругом изменилось, не узнать. Я признал его доводы основательными.

Лицом к лицу лица не увидать… следователь установил личность преступника.

На стенах церкви осталась древнерусская роспись. Я поставила свою подпись.

Оценка: 3 балла.

Задание 11.

Какой частью слова (окончанием или суффиксом) являются конечные буквы а в словах вода, двора, ела и молча? Какое значение они выражают?

Ответ.

В слове вода а – окончание, которое указывает на то, что это существительное женского рода, 1-го склонения, Им. падежа, ед. числа.

В слове двора а – окончание, которое указывает на Род. падеж, ед. число 2 склонения мужского рода.

В слове ела а – окончание глагола женского рода прош. времени, изъявительного наклонения.

В слове молча а – суффикс деепричастия несоверш. вида.

Оценка: 0,5 баллов за каждое слово.

Задание 12.

Раскройте скобки, выбирая необходимую букву.

Аф(е,ё)ра, быти(е,ё), оп(е,ё)ка, ос(е,ё)длый, св(е,ё)кла.

Ответ.

Афера, бытие, опека, оседлый, свёкла.

Оценка: 0,1 балла за каждое слово.

Задание 13.

Объясните значения фразеологизмов со словом рука. Приведите примеры их употребления в контексте.

Сон в руку, махнуть рукой.

Ответ.

Сон в руку – оказался вещим, сбылся.

Например: «Сон в руку», - мне она изволила шепнуть.

Махнуть рукой – перестать обращать внимание, престать заниматься кем-либо или делать что-либо.

Например: Впрочем, Валентина Михайловна, кажется, махнула на меня рукой. Я в её глазах – пропащий! Конечно, я тоже мог махнуть на все рукой – подать рапорт и уехать.

Оценка: по 0,5 балла за объяснение, по 0,5 балла за пример.
Категория: Олимпиада | Просмотров: 400 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar