Главная » 2016 Январь 18 » Олимпиада по русскому языку 11 класс с ответами школьный этап
14:23 Олимпиада по русскому языку 11 класс с ответами школьный этап | |
В каждом тестовом задании может быть как один, так и несколько правильных вариантов ответа.
1. В повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» герой говорит: «Тот покровитель, к которому я насчёт карьеры был прислан, в адресный стол <меня> справщиком <определил>, а там у всякого справщика своя буква есть, по какой кто справке заведует. Иные буквы есть очень хорошие, как, например, «буки», или «покой», или «како»: много на них фамилиев начинается, и справщику есть доход, а меня поставили на «фиту». Самая ничтожная буква, очень на неё мало пишется, и то ещё из тех, кои по всем видам ей принадлежат, все от неё отлынивают и лукавят: кто чуть хочет благородиться, сейчас себя самовластно вместо «фиты» через «ферт» ставит. Ищешь-ищешь его под «фитою» – только пропащая работа, а он под «фертом» себя проименовал». О какой букве современного алфавита идет речь? 1) П; 2) Х; 3) Ф. 2. Известный отечественный лингвист Л.В. Щерба является автором следующей фразы «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка». Что демонстрирует это предложение? 1) наличие в слове лексического значения; 2) наличие в слове грамматического значения; 3) наличие словесного ударения. 3. Кто из выдающихся русских ученых является автором учения о трех стилях – классификации стилей в риторике и поэтике? 1) А.П. Сумароков; 2) М.В. Ломоносов; 3) В.В. Виноградов; 4) Л.В. Щерба. 4. В каких случаях приведенные значения слов устарели: 1) поганый – язычник, ярый – мощный, позор – зрелище; 2) опасно – страшно, работа – дело, обман – ложь; 3) народ – люди, камень – булыжник, напасть – атаковать; 4) рота – клятва, томный – утомленный, работа – рабство. 5. В каком слове буква «а» на конце играет особую роль? 1) собака; 2) раба; 3) Волга; 4) тайга. 6. Найдите «4-ое лишее»: 1) точечка; 2) ситечко; 3) кошечка; 4) ложечка. 7. Что означает слово «лузер»? 1) игровой термин в бильярде; 2) пользователь компьютерной программы; 3) неудачник, невезучий человек; 4) партнер в карточной игре. 8. Назовите автора крылатого выражения Покой нам только снится. 1) А. Пушкин; 2) Н. Некрасов; 3) А. Блок; 4) В. Маяковский. 9. В диалектах Саратовской области встречаются следующие формы имен существительных: Всю жизню лечила свою болезню. Намазала грязей. На лошаде́ ездил. Какое диалектное явление отражается в данных случаях? 1) своеобразие сочетания глаголов с существительными; 2) своеобразие распределения существительных по родам; 3) изменение склонения. 10. В словах какого ряда ударение падает на первый слог? 1) звонит, пасквиль, дефис; 2) иконопись, генезис, свекла; 3) табу, гуру, туника; 4) цемент, шасси, щавель. 11. В каком слове под ударением произносится [о] (орфографически ё)? 1) разношерстный; 2) оседлый; бесхребетный. 12. Отметьте случаи неправильного определения лексического значения: 1) плеяда – группа выдающихся деятелей на каком-либо поприще одной эпохи; 2) вернисаж – торжественное открытие выставки; 3) реноме – краткое изложение сути написанного или сказанного. 13. В каком ряду слов все аббревиатуры – существительные женского рода? 1) ООН, ГЭС, ГИБДД; 2) МИД, ТЮЗ, СГУ; 3) СГАУ, СОШ, СТО. 14. Определите характер ошибки в предложении Его коричневые глаза, казалось, видели всех насквозь. 1) смысловая избыточность (плеоназм); 2) смешение паронимов; 3) незнание «возраста» слова (отнесение его не к той эпохе); 4) нарушение лексической сочетаемости. 15. В каком из предложений есть формообразующая частица? 1) Пусть всегда будет солнце! 2) Как хороши, как свежи были розы! 3) Знаете ли вы, что произошло? 4) Именно эти водоросли и окрасили воду в зеленый цвет. 16. Отметьте предложение, в котором есть простое глагольное сказуемое. 1) Основным материалом литературы является слово. 2) Каждая мелочь этого дня врезалась ему в память. 3) Комната озарена блеском огня, пылающего в камине. 4) Любимым занятием моим с этих пор стало сидение над картой. 17. Какое из приведенных простых предложений можно переделать в сложное при помощи пунктуации? 1) Отговорила роща золотая березовым веселым языком.. 2) Люблю грозу в начале мая. 3) Вижу лицо в морщинах. 4) Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел. 18. Сколько простых предложений входит в состав сложного (знаки препинания не расставлены)? Если писатель хорошо видит то о чем пишет то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли какие писатель хотел ему передать. 1) 7; 2) 6; 3) 5; 4) 4. 19. Укажите сложное предложение, в составе которого есть простое неполное (знаки препинания не расставлены). 1) Лицо у нее [Лиды] горело и чтобы скрыть свое волнение она низко точно близорукая нагнулась к столу и делала вид что читает газету. 2) Слуги вышли навстречу и он [князь Андрей] расспрашивал о том где был старый князь и скоро ли ждут его. 3) Пока устанавливали коляску и лошадей они прошли на паром. 4) Всё в саду неприветливо уныло хотелось в самом деле работать. 20. Прочитайте стихотворение Б. Ахмадулиной. Как поэт развивает в этом стихотворении «пушкинскую» тему? Какие образные и лексические средства обращают к образу осени, созданному в поэзии Пушкина? Как, с помощью каких средств и образов поэт усложняет образ осени? Свой ответ оформите в виде связного текста. Опять сентябрь, как тьму времён назад, и к вечеру мужает юный холод. Я в таинствах подозреваю сад: всё кажется – там кто-то есть и ходит. Мне не страшней, а только веселей, что призраком населена округа. Я в доброте моих осенних дней ничьи шаги приму за поступь друга. Мне некого спросить: а не пора ль списать в тетрадь – с последнею росою траву и воздух, в зримую спираль закрученный неистовой осою. И вот еще: вниманье чьих очей, воспринятое некогда луною, проделало обратный путь лучей и на земле увиделось со мною? Любой, чье зренье вобрала луна, свободен с обожаньем иль укором иных людей, иные времена оглядывать своим посмертным взором. Не потому ль в сиянье и красе так мучат нас ее пустые камни? О, знаю я, кто пристальней, чем все, ее посеребрил двумя зрачками! Так я сижу, подслушиваю сад, для вечности в окне оставив щёлку. И Пушкина неотвратимый взгляд ночь напролет мне припекает щёку. | |
|
Всего комментариев: 0 | |