Главная » 2016 Январь 17 » Олимпиада по литературе 11 класс задания и ответы
17:39 Олимпиада по литературе 11 класс задания и ответы | |
I. Знание текстов художественных произведений
1. Определите, кому из героев принадлежат следующие слова. Назовите также произведение и его автора. а) «Я с семнадцатого года хожу по кривым дорожкам, как пьяный качаюсь... От белых отбился, к красным не пристал, так и плаваю, как навоз в проруби». б) «Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Так вот бы и села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки… и полетела бы». в) «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни всегда есть место подвигам». г) «Умоляю Вас не гневаться на меня. Я краснею при воспоминании о моей дерзости семь лет тому назад, когда Вам, барышне, я осмеливался писать глупые и дикие письма и даже ожидать ответа на них. Теперь во мне осталось только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность. Я умею теперь только желать ежеминутно Вам счастья и радоваться, если Вы счастливы. Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите». 2. Назовите авторов приведенных ниже строк: «И вечный бой! Покой нам только снится!» «Послушайте! Ведь, если звезды зажигают значит - это кому-нибудь нужно?» «До свиданья, друг мой, до свиданья. Милый мой, ты у меня в груди» «И цветы, и шмели, и трава, и колосья, И лазурь, и полуденный зной...» «Бессоница, Гомер, тугие паруса. Я список кораблей прочел до середины…» «Послушай: далеко, далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф». 3. Кто и кому посвятил следующие строки? а) Вы поселились весной в Нидерландах, Бодро и жизненно пишете мне. Вы на оплесканных морем верандах, Я же в колосьях при ветхом гумне. б) Имя твое – птица в руке, Имя твое – льдинка на языке. Одно-единственное движение губ. Имя твое – пять букв. Мячик, пойманный на лету, Серебряный бубенец во рту. II. Знание истории литературы. Общая культура чтения 1. Как И.А. Бунин озаглавил свой дневник 1917-1918 года? 2. Распределите имена поэтов из приведенного ниже списка в зависимости от того, к какому литературному течению каждый из них он примыкал. акмеизм имажинизм эгофутуризм символизм кубофутуризм центрифуга Н.С. Гумилев, В.В. Маяковский, И. Северянин, В.Я. Брюсов, А.А. Ахматова, Д. Бурлюк, Ф. Сологуб, Б.Л. Пастернак, О.Э. Мандельштам, С. Есенин 3. Назовите имена русских писателей и поэтов, удостоенных Нобелевской премии по литературе. III. Знание теории литературы 1. Составьте словарную статью «дактиль» для словаря юного литературоведа. Выберите верный иллюстративный материал, характеризующий это явление: 1) Это было у моря, где ажурная пена, Где встречается редко городской экипаж... Королева играла – в башне замка – Шопена, И, внимая Шопену, полюбил ее паж (И. Северянин) 2) Юноша бледный со взором горящим, Ныне даю я тебе три завета: Первый прими: не живи настоящим, Только грядущее – область поэта (В.Я. Брюсов) 2. О каких литературных понятиях идет речь? 1) повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность; 2) условный образ в лирических и лироэпических произведениях, чьё отношение (лирическую оценку) к изображаемому стремится передать автор; 3) один из видов комического, изображение в литературном произведении каких-либо недостатков, пороков человека и общества. Отрицает осмеиваемое явление и противопоставляет ему идеал 3. Укажите жанр произведения и автора: «Василий Теркин» «Тихий Дон» «Очарованный странник» «Облако в штанах» «На дне» IV. Литература и другие виды искусства 1. Назовите произведения М.А. Булгакова, по которым были сняты кинофильмы. 2. Назовите имена поэтов-художников серебряного века. V. Анализ эпизода Дайте сопоставительный анализ данных произведений. Выявите признаки новаторства и традиции, отметьте особенность трансформации образа роз в творчестве Северянина. 1) В. Мятлев, 1843 г. Розы Как хороши, как свежи были розы В моём саду! Как взор прельщали мой! Как я молил весенние морозы Не трогать их холодною рукой! Как я берёг, как я лелеял младость Моих цветов заветных, дорогих; Казалось мне, в них расцветала радость, Казалось мне, любовь дышала в них. Но в мире мне явилась дева рая, Прелестная, как ангел красоты, Венка из роз искала молодая, И я сорвал заветные цветы. И мне в венке цветы ещё казались На радостном челе красивее, свежей, Как хорошо, как мило соплетались С душистою волной каштановых кудрей! И заодно они цвели с девицей! Среди подруг, средь плясок и пиров, В венке из роз она была царицей, Вокруг её вились и радость и любовь. В её очах – веселье, жизни пламень; Ей счастье долгое сулил, казалось, рок. И где ж она?.. В погосте белый камень, На камне – роз моих завянувший венок. 2) И.С. Тургенев, 1879 «Как хороши, как свежи были розы» Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною... но первый стих остался у меня в памяти: Как хороши, как свежи были розы Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове всё звенит да звенит: Как хороши, как свежи были розы И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка — и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею — но как она мне дорога, как бьется мое сердце! Как хороши, как свежи были розы А в комнате всё темней да темней... Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрыпит и злится за стеною — и чудится скучный, старческий шёпот... Как хороши, как свежи были розы Встают передо мною другие образы... Слышится веселый шум семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щеки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино — и ланнеровский вальс не может заглушить воркотню патриархального самовара... Как хороши, как свежи были розы Свеча меркнет и гаснет... Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, мой единственный товарищ... Мне холодно... Я зябну... И все они умерли... умерли... Как хороши, как свежи были розы 2) И. Северянин, 1925 «Классические розы» В те времена, когда роились грезы В сердцах людей, прозрачны и ясны, Как хороши, как свежи были розы Моей любви, и славы, и весны! Прошли лета, и всюду льются слезы... Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране... Как хороши, как свежи ныне розы Воспоминаний о минувшем дне! Но дни идут – уже стихают грозы. Вернуться в дом Россия ищет троп... Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб! | |
|
Всего комментариев: 0 | |