Главная » 2016 Январь 17 » Олимпиада по литературе 11 класс с ответами школьный этап
17:37 Олимпиада по литературе 11 класс с ответами школьный этап | |
Школьный этап олимпиады для учеников 9-11 класса состоит из аналитического задания (оно разбито на две части: первая нацелена на проверку теоретико-литературных знаний и умения их применять при анализе текста, вторая
представляет собой анализ художественная произведения с опорой на предложенные в задании вопросы; время выполнения 3,5-4 астрономических часа, максимальный балл – 10 и 60 соответственно) и творческого задания (время выполнения – 1-1,5 астрономических часа, максимальный балл – 30). Внутри общего времени (5 астрономических часов) ученик распределяет количество времени для работы над аналитическим и творческим заданием самостоятельно. Максимальный общий балл за работу – 100 баллов. Задание №1 Ниже даны определения различных литературоведческих терминов. Назовите эти термины. Какие из обозначенных ими явлений встретились вам в приведенном далее рассказе А.Приставкина «Фотографии»? Объясните художественное назначение (функции) этих приемов в данном произведении. 1.1. ………………………….. – перенос значения по смежности. 1.2. ………………………….. – одинаковое начало строк, предложений, абзацев. 1.3. ………………………………. – образное, выразительное определение. 1.4. ……………………… – сочетание несочетаемого. Задание №2 Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а может выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст. А. Приставкин ФОТОГРАФИИ Мы жили далеко от дома, я и моя сестренка, которой было шесть лет. Чтобы она не забывала родных, раз в месяц я приводил сестренку в нашу холодную спальню, сажал на кровать и доставал конвертик с фотографиями. — Смотри, Люда, вот наша мама. Она дома, она сильно болеет. — Болеет... — повторяла девочка. — А это папа наш. Он на фронте, фашистов бьет. — Бьет... — Вот это тетя. У нас неплохая тетя. — А здесь? — Здесь мы с тобой. Вот это Людочка. А это я. И сестренка хлопала в крошечные синеватые ладошки и повторяла: “Людочка и я. Людочка и я» Из дому пришло письмо. Чужой рукой было написано о нашей маме. И мне захотелось бежать из детдома куда-нибудь. Но рядом была моя сестренка. И следующий вечер мы сидели, прижавшись друг к другу, и смотрели фотографии. — Вот папа наш, он на фронте, и тетя, и маленькая Людочка... — А мама? — Мама? Где же мама? Наверное, затерялась... Но я потом найду. Зато смотри, какая у нас тетя. У нас очень хорошая тетя. Шли дни, месяцы. В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок. Я держал его в руках, и у меня мерзли кончики пальцев. И что-то коченело в животе. Два дня я не приходил к сестренке. А потом мы сидели рядом, смотрели фотографии. — Вот наша тетя. Посмотри, какая у нас удивительная тетя! Просто замечательная тетя. А здесь Людочка и я.. — А где же папа? — Папа? Сейчас посмотрим. — Затерялся, да? — Ага. Затерялся. И сестренка переспросила, подымая чистые испуганные глаза: — Насовсем затерялся? Шли месяцы, годы. И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву, к родителям. Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников. А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги: — Мальчик, здесь на некоторое время остается часть наших воспитанников. Мы оставляем и тебя с сестренкой. Мы написали вашей тете, спрашивали, может ли она вас принять. Она, к сожалению... Мне зачитали ответ. В детдоме хлопали двери, сдвигались в кучу топчаны, скручивались матрацы. Ребята готовились в Москву. Мы сидели с сестренкой и никуда не собирались. Мы разглядывали фотографии. — Вот Людочка. А вот я. — А еще? — Еще? Смотри, и здесь Людочка. И здесь. И меня много. Ведь нас очень много, правда? Опорные вопросы: а) Какой цели – в понимании героя-рассказчика – служит разглядывание вместе с младшей сестренкой фотографий? С чем связаны «потери» фотографий? б) При помощи каких деталей и подробностей передана в рассказе реакция героя-рассказчика и его сестренки на смерть? в) Проследите за «эволюцией» образа тети в рассказе. Почему рассказчик умалчивает о том, как сложилась ее судьба? г) Какой смысл герой-рассказчик вкладывает в слова «нас очень много», показывая Людочке всего две фотографии – ее и свою? д) Как изменилось бы наше восприятие рассказа, если бы повествователь сообщал о переживаемых им во время встреч с сестренкой чувствах? Творческое задание Второй тур заключительного этапа – творческий. Он должен выявить творческие способности школьника, умение создавать разные по жанру и стилю тексты, готовность решать нестандартные (с точки зрения школьного обучения) филологические задачи, выступать в роли редактора, журналиста, писателя, рецензента, популярного блогера, комментатора, ученого и в других ролях, требующих филологической подготовки, широкого литературного и культурного кругозора, языкового чутья и художественного вкуса. Представьте, что вы – выпускающий редактор новогоднего номера литературного журнала. Вам нужно отобрать из пришедших от различных авторов стихотворений одно-два – не более (поэтическая рубрика ограничена по объему; тексты приводятся ниже). Обоснуйте свой выбор перед главным редактором издания, дав оценку прежде всего художественному качеству стихотворений (ваше выступление - служебная записка/внутренняя рецензия должно/а уложиться примерно в 300-350 слов): 1. Спаситель родился в лютую стужу. В пустыне пылали пастушьи костры Буран бушевал и выматывал душу из бедных царей, доставлявших дары. Верблюды вздымали лохматые ноги. Выл ветер. Звезда, пламенея в ночи, смотрела, как трех караванов дороги сходились в пещеру Христа, как лучи 2. Новогодняя ночь В глазах рябит от мишуры Огней сверкание повсюду. Гирлянды, звездочки, шары – Здесь все опять готово к чуду. Бокалы часа своего Дождутся. Вот еще минута, И дружно грянет торжество Под залпы пробок и салюта. Нас Новый год одарит вновь Погодой ветреной и снежной. За процветанье и любовь Мы выпьем с верой и надеждой. И будет ночь смотреть в окно, На лица и зверюшек маски. Но в жизни так заведено – Придет конец и этой сказке. Утихнет тот хрустальный звон, Начнут иголки осыпаться... Ну а пока – всё, словно сон. И неохота просыпаться! 3. На 1 января 2000 года Подошла к кольцу двадцатка. Валит белый снег. Остановка. Пересадка в двадцать первый век. Только кто-то вот не вышел, не успел, уснул... Ну, а ты средь тех, кто выжил, в новый век шагнул. Но, с толпою на посадку поспеши, дружок, встань на заднюю площадку, продыши кружок. Видишь, старый век, как Китеж, тонет позади? Погляди, покуда видишь. Да и потом – гляди. | |
|
Всего комментариев: 0 | |