Главная » 2016 » Январь » 17 » Олимпиада по литературе 11 класс с ответами школьный этап
17:37
Олимпиада по литературе 11 класс с ответами школьный этап
Школьный этап олимпиады для учеников 9-11 класса состоит из аналитического задания (оно разбито на две части: первая нацелена на проверку теоретико-литературных знаний и умения их применять при анализе текста, вторая

представляет собой анализ художественная произведения с опорой на предложенные в задании вопросы; время выполнения 3,5-4 астрономических часа, максимальный балл – 10 и 60 соответственно) и творческого задания (время выполнения – 1-1,5 астрономических часа, максимальный балл – 30). Внутри общего времени (5 астрономических часов) ученик распределяет количество времени для работы над аналитическим и творческим заданием самостоятельно. Максимальный общий балл за работу – 100 баллов.

Задание №1

Ниже даны определения различных литературоведческих терминов. Назовите эти термины. Какие из обозначенных ими явлений встретились вам в приведенном далее рассказе А.Приставкина «Фотографии»? Объясните художественное назначение (функции) этих приемов в данном произведении.

1.1. ………………………….. – перенос значения по смежности.

1.2. ………………………….. – одинаковое начало строк, предложений, абзацев.

1.3. ………………………………. – образное, выразительное определение.

1.4. ……………………… – сочетание несочетаемого.

Задание №2

Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а может выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.

А. Приставкин

ФОТОГРАФИИ

Мы жили далеко от дома, я и моя сестренка, которой было шесть лет. Чтобы она не забывала родных, раз в месяц я приводил сестренку в нашу холодную спальню, сажал на кровать и доставал конвертик с фотографиями.

— Смотри, Люда, вот наша мама. Она дома, она сильно болеет.

— Болеет... — повторяла девочка.

— А это папа наш. Он на фронте, фашистов бьет.

— Бьет...

— Вот это тетя. У нас неплохая тетя.

— А здесь?

— Здесь мы с тобой. Вот это Людочка. А это я.

И сестренка хлопала в крошечные синеватые ладошки и повторяла: “Людочка и я. Людочка и я»

Из дому пришло письмо. Чужой рукой было написано о нашей маме. И мне захотелось бежать из детдома куда-нибудь. Но рядом была моя сестренка. И следующий вечер мы сидели, прижавшись друг к другу, и смотрели фотографии.

— Вот папа наш, он на фронте, и тетя, и маленькая Людочка...

— А мама?

— Мама? Где же мама? Наверное, затерялась... Но я потом найду. Зато смотри, какая у нас тетя. У нас очень хорошая тетя.

Шли дни, месяцы. В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок. Я держал его в руках, и у меня мерзли кончики пальцев. И что-то коченело в животе. Два дня я не приходил к сестренке. А потом мы сидели рядом, смотрели фотографии.

— Вот наша тетя. Посмотри, какая у нас удивительная тетя! Просто замечательная тетя. А здесь Людочка и я..

— А где же папа?

— Папа? Сейчас посмотрим.

— Затерялся, да?

— Ага. Затерялся.

И сестренка переспросила, подымая чистые испуганные глаза:

— Насовсем затерялся?

Шли месяцы, годы. И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву, к родителям. Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников. А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги:

— Мальчик, здесь на некоторое время остается часть наших воспитанников. Мы оставляем и тебя с сестренкой. Мы написали вашей тете, спрашивали, может ли она вас принять. Она, к сожалению...

Мне зачитали ответ. В детдоме хлопали двери, сдвигались в кучу топчаны, скручивались матрацы. Ребята готовились в Москву. Мы сидели с сестренкой и никуда не собирались. Мы разглядывали фотографии.

— Вот Людочка. А вот я.

— А еще?

— Еще? Смотри, и здесь Людочка. И здесь. И меня много. Ведь нас очень много, правда?

Опорные вопросы:

а) Какой цели – в понимании героя-рассказчика – служит разглядывание вместе с младшей сестренкой фотографий? С чем связаны «потери» фотографий?

б) При помощи каких деталей и подробностей передана в рассказе реакция героя-рассказчика и его сестренки на смерть?

в) Проследите за «эволюцией» образа тети в рассказе. Почему рассказчик умалчивает о том, как сложилась ее судьба?

г) Какой смысл герой-рассказчик вкладывает в слова «нас очень много», показывая Людочке всего две фотографии – ее и свою?

д) Как изменилось бы наше восприятие рассказа, если бы повествователь сообщал о переживаемых им во время встреч с сестренкой чувствах?

Творческое задание

Второй тур заключительного этапа – творческий. Он должен выявить творческие способности школьника, умение создавать разные по жанру и стилю тексты, готовность решать нестандартные (с точки зрения школьного обучения) филологические задачи, выступать в роли редактора, журналиста, писателя, рецензента, популярного блогера, комментатора, ученого и в других ролях, требующих филологической подготовки, широкого литературного и культурного кругозора, языкового чутья и художественного вкуса.

Представьте, что вы – выпускающий редактор новогоднего номера литературного журнала. Вам нужно отобрать из пришедших от различных авторов стихотворений одно-два – не более (поэтическая рубрика ограничена по объему; тексты приводятся ниже). Обоснуйте свой выбор перед главным редактором издания, дав оценку прежде всего художественному качеству стихотворений (ваше выступление - служебная записка/внутренняя рецензия должно/а уложиться примерно в 300-350 слов):

1.

Спаситель родился

в лютую стужу.

В пустыне пылали пастушьи костры

Буран бушевал и выматывал душу

из бедных царей, доставлявших дары.

Верблюды вздымали лохматые ноги.

Выл ветер.

Звезда, пламенея в ночи,

смотрела, как трех караванов дороги

сходились в пещеру Христа, как лучи

2.

Новогодняя ночь

В глазах рябит от мишуры

Огней сверкание повсюду.

Гирлянды, звездочки, шары –

Здесь все опять готово к чуду.

Бокалы часа своего

Дождутся. Вот еще минута,

И дружно грянет торжество

Под залпы пробок и салюта.

Нас Новый год одарит вновь

Погодой ветреной и снежной.

За процветанье и любовь

Мы выпьем с верой и надеждой.

И будет ночь смотреть в окно,

На лица и зверюшек маски.

Но в жизни так заведено –

Придет конец и этой сказке.

Утихнет тот хрустальный звон,

Начнут иголки осыпаться...

Ну а пока – всё, словно сон.

И неохота просыпаться!

3.

На 1 января 2000 года

Подошла к кольцу двадцатка.

Валит белый снег.

Остановка. Пересадка

в двадцать первый век.

Только кто-то вот не вышел,

не успел, уснул...

Ну, а ты средь тех, кто выжил,

в новый век шагнул.

Но, с толпою на посадку

поспеши, дружок,

встань на заднюю площадку,

продыши кружок.

Видишь, старый век, как Китеж,

тонет позади?

Погляди, покуда видишь.

Да и потом – гляди.
Категория: Литература | Просмотров: 859 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar