Главная » 2016 Январь 18 » Олимпиада по химии 10 класс
10:15 Олимпиада по химии 10 класс | |
Задача 10-1.
При проведении реакции между 100 мл раствора гидроксида натрия и 50 мл соляной кислоты с концентрациями соответственно 1 моль/л и 1,5 моль/л, температура жидкости поднялась на 6,67oС. Считая, что плотности растворов равны 1, а их удельная теплоемкость 4,18 Дж/г*град, рассчитайте тепловой эффект реакции нейтрализации и напишите термохимическое уравнение реакции. Как изменится тепловой эффект реакции, если соляную кислоту заменить азотной? Уксусной? Объясните, почему. (10 баллов) Задача 10-2. Смесь карбида алюминия и сульфида алюминия обработали избытком раствора гидроксида натрия, при этом смесь полностью растворилась, и выделилось 6,72 л газа (н.у.) Через полученный раствор пропустили углекислый газ до прекращения выпадения осадка, масса которого после прокаливания составила 40,8 г. Напишите уравнения реакций. Определите массовые доли веществ в исходной смеси. (10 баллов) Задача 10-3. Смесь ацетилена и пропана объемом 3,5 л (н.у.) с плотностью по гелию, равной 8,3, сожгли в избытке кислорода. Продукты реакции пропустили через склянку с концентрированной серной кислотой и затем через склянку с 0,5 л водного раствора гидроксида натрия с плотностью 1,066 г/мл и массовой долей щёлочи 3%. Определите массовые доли веществ, находящихся в полученном при этом растворе. (10 баллов) Задача 10-4. Неправильное использование минеральных удобрений привело к загрязнению озера: зафиксировано превышение предельно допустимой концентрации (ПДК) по азоту в 70 раз (ПДК(N) = 2мг/л). Рассчитайте число атомов азота, содержащихся в 1 литре озерной воды, а также молярную концентрацию аммиачной селитры, которая могла быть источником такого загрязнения. Какие массы азотной кислоты и аммиака были напрасно истрачены для получения удобрения, если объем озера оценивается в 60000 м3? Чем обусловлено применение удобрений при возделывании сельскохозяйственных культур? Какие три основных вида минеральных удобрений вы знаете? Приведите примеры (названия и формулы) веществ, используемых в качестве удобрений. (10 баллов) Задача 10-5. После занятия химического кружка восьмиклассников в лаборатории осталось пять колб с растворами. На первой колбе было написано "иодид калия", на второй - "карбонат калия", на третьей - "соляная кислота", на четвертой - "хлорид меди" и на пятой - "гидроксид бария". Десятиклассники Маша и Саша сразу увидели, что что-то здесь не так - колба с хлоридом меди была подписана неправильно. "Надо проверить и другие растворы" - решили друзья, и поспорили, кто это сделает быстрее. Маша взяла немного раствора из первой колбы, и прилила к ней раствор из второй. Выделился газ. Тогда Маша к раствору из первой колбы прилила раствор из третьей - выпал белый осадок. "Этого достаточно" - решила Маша и подошла к Саше. А Саша к этому времени уже налил немного растворов из четырех колб в четыре пробирки и прибавил к ним уже известный раствор хлорида меди. В одной пробирке у него раствор стал темно-коричневым и выпал желтый осадок, в другой был осадок синего цвета, еще в одной - зеленоватый, и только в одной - ничего не произошло. "Мне тоже все понятно!" - сказал он. А у восьмиклассников остались вопросы: а) Как Маша и Саша сразу поняли, что хлорид меди подписан неправильно? б) Какие реакции провела Маша? Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций. На основании ее опытов определите, в какой колбе находился какой раствор. в) Какие реакции провел Саша? Напишите уравнения и этих реакций. г) Есть ли среди проведенных реакций окислительно-восстановительные? Если да, укажите окислитель и восстановитель, напишите электронные уравнения. (10 баллов) | |
|
Всего комментариев: 0 | |