Главная » 2016 Январь 18 » Олимпиада по биологии 5 класс задания и ответы
10:10 Олимпиада по биологии 5 класс задания и ответы | |
Организационный момент (вступление в тему).
Детям предлагается зарыть глаза. Звучит запись голосов птиц. Учитель (ведущий): Что вы, ребята, представили сейчас? (выслушиваются мнения детей). - В какое время года можно услышать голоса птиц? - А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудесное птичье пение? - Почему? - Когда поют птицы? (Кода им тепло, они сыты). Сегодня в гости к нам мы пригласили ученого-орнитолога. Учёный- орнитолог: Зимой птицам не до песен. Однако в январе уже можно слышать песню клеста, а в феврале – большой синицы. Голодно зимой в лесу и зверям и птицам. Особенно когда после оттепелей наступают морозы и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег покрываются ледяной коркой. Лёд прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых. Птицам. Даже таким проворным и шустрым, как поползень, приходится туго. Не помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв. Нелегко в такую погоду прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут. В суровые зимы из 10 синиц выживает одна , 9 синиц погибают. Вам их жалко? "Как птице перезимовать?" (читают ученики) Ученик: Как птицам перезимовать? Известно, что у птах Нет ни халатов ватных, Ни байковых рубах. У многих даже нет гнезда: Они в грозу, и в град, И под дождём, и в холода На ветках сидя спят. Ведущий: Но кто же им даёт приют, когда снега метут? Ученик: Бывают птицы разными: Одни боятся вьюг И улетают на зиму На добрый, тёплый юг. Ученица: Другие - те народ иной: В мороз над лесом кружат. Для них разлука с родиной Страшнее лютой стужи. Ученица : К их перышкам взъерошенным Не пристают снежинки, Они и под порошами Резвятся для разминки. Но если долго снег идёт И долго длится вьюга, Тогда, друзья, приходится Пичугам нашим туго. Ученица: Сугробами засыпаны Бугры, дворы, дорожки. Не могут пташки отыскать Ни зёрнышка, ни крошки. И вот летают всё слабей Ворона, галка, воробей. Ученица : Скорей на помощь, дети! Вот в этот самый трудный час Спасенье птицы ждут от нас. Кормите их! Согрейте! Повесьте домик на суку! Рассыпьте крошки на снегу, А то и манной кашки… И оживут бедняжки! По небу весело скользя, Взлетят пернатые друзья И пропоют, чирикая: "Спасибо вам великое!". Ведущий: Вы, ребята, наверно, уже догадались, что наш классный час сегодня будет посвящён птицам: как помочь им пережить трудное зимнее время. Ребята, а каких зимующих птиц вы знаете? (ответы детей) Основная часть. Учитель: Ребята, давайте мы с вами поиграем в игру «Угадайка». - Вам нужно угадать зимующих птиц. Самые любознательные будут получать жетончики, из которых можно будет собрать зимующую птичку.- Итак, первая загадка. Я весь день ловлю жуков Ем букашек, червяков. Зимовать не улетаю, Под карнизом обитаю. (Воробей) Учитель: (читает стихотворение"Воробей" Николай Рубцов): Чуть живой. Не чирикает даже. Замерзает совсем воробей. Как заметит подводу с поклажей, Из-под крыши бросается к ней! И дрожит он над зёрнышком бедным И летит к чердаку своему. А гляди, не становится вредным Оттого, что так трудно ему… Учёный- орнитолог: На мою кормушку за окном прилетают одни воробьи. По воробьям я узнаю температуру. Если воробьи на кормушке гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые – тут уж береги уши и нос! Я давно заметил: если ударит мороз – воробьи сразу взъерошиваются. А для чего, не пойму. Может, вы, ребята, объясните причину такому явлению? (Так воробьям теплее: вокруг тела увеличивается прослойка воздуха, удерживающая тепло) 2) Ведущий: Всё у этой птицы не как у других – клюв не прямой и не кривой, а крестообразный. И птенцов она выводит не летом, а зимой. (Клесты) Учитель: Клёст Удивительная птичка – клюв крестом, Называется клестом. Клювом шишки расщепляет, Кормит досыта птенцов. А гнездо – пуховый домик, И зимою в нем тепло. Только б были шишки- Вырастут малышки. Учёный- орнитолог: Самцы у клестов – красные. А самочки – зеленоватые. А вы знаете, что у птенцов клеста клюв совсем прямой, а у родителей загнут крестообразно? Зависит это от пищи. Достают семена из-под твёрдых чешуек шишек только взрослые птицы. А еще клесты помогают и белке лакомиться семенами шишек: в шишках птицы съедают только часть семян, остальные – белка. 3) Ведущий: Как только не говорят об этой птице: и глупая, и лохматая, и неуклюжая, и воровка! И за что? (ворона) Учёный-орнитолог: Если вы хотите узнать: какого цвета ворон и ворона, то знайте, что ворон – чёрный, а ворона – серая. 4) Ведущий: Любитель проводить холодные морозные зимние ночи под снегом кто это? (тетерев) 5) Ведущий: Эти неприметные птицы чем-то похожи на грачей, только поскромнее и окраской, и размером поменьше. Единственное украшение – серый галстучек вокруг шеи. (Галка) Учёный- орнитолог: (показывает рисунки с изображением грача и галки) Из всех птиц, живущих обычно вблизи человеческих жилищ и селений, всем хорошо известны грачи и галки. Раньше в городах, посёлках можно было наблюдать бесчисленные стаи галок. Теперь крикливых галок стало мало. Удивительно трогательна дружба грачей и галок. Весной галки радостно встречают своих друзей – грачей. Вместе распевают они весенние песни. Вместе расхаживают по проталинам, по дорогам, по колхозным полям – ищут корм. Когда же осенью грачи улетают на юг – галки их провожают. Слышны их прощальные тонкие голоса. Всю зиму галки проводят в родных местах, жмутся к человеческому жилищу. Пойманную галку легко приручить. Она будет брать корм из рук человека, сама прилетать и улетать из человеческого жилища. Очень интересно наблюдать за смешными галками. Прикормите их у своего крыльца. Можно бросить и корки хлеба, кухонные отбросы. Они будут бесшумно прилетать и терпеливо ждать, когда их покормят. 6) Ведущий: Зимой на ветках яблоки! Скорее собери! И вдруг вспорхнули яблоки… Да это ж…(снегири) Учитель: Сорок градусов мороза, Всё вокруг белым-бело. Сел снегирь на ветвь берёзы – Красногрудому тепло. Стойкий, стужам неподвластный, Песней славит он зарю. …Знать недаром галстук красный Дан с рожденья снегирю. Учёный- орнитолог: Снегири - нарядные птицы. Самцы красногрудые, а у самочек наряд более скромный. Снегири держатся обычно небольшими стайками (7—10 птичек). Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку. С приходом темноты вся стайка улетает на кусты или деревья, где и ночует. 7) Ведущий: Какая птица, как и заяц, зимой белеет? (куропатка) 8) Ведущий: Ну а кто скажите нам Ловко лазит по стволам: Вверх и вниз и тут и там? Кто мелькает целый день? Это птица…(Поползень) Настоящий акробат – Чистит все стволы подряд. 9) Ведущий: Чёрный жилет, красный берет, Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел) Учитель: В яркой шапке пёстрый дятел, Корольков, синиц приятель, Барабанит в мёрзлый ствол: - Приглашаю всех за стол! Подбирайте меж соринок Кто жуков, а кто личинок – Клад разведан под корой, Начинаем пир горой! Продолбил гнилушку дятел – А в дупле тепло, как в хате, Пусть снаружи – холод, снег, Есть продрогшему ночлег. Учёный- орнитолог: Чаще всего в наших лесах встречается большой пёстрый дятел, или дятел обыкновенный. А есть ещё такая разновидность дятлов: черные (желна), они делают вход в своё гнездо прямоугольным. Вы знаете, что за один день дятел может уничтожить 800-900 короедов или 50 майских жуков! А как дятел спит в своём гнезде – в дупле? Зацепившись когтями за ствол и сидя на хвосте. К вам у меня такой вопрос: что такое: "кузница дятла"? (Ствол дерева или пень, где дятел долбит шишку, добывая семена.) 10) Ведущий: Узнайте птицу по картинке. (Свиристель) Учитель: Флейты зимние запели На морозе голубом. Прилетели свиристели, Засвистели о своём. Все рябины облепили – Свиристят над головой, С веток сбили кучи пыли Лёгкой, звонкой, снеговой Ученый- орнитолог: снегири, свиристели, прилетают к нам зимовать с севера. А остаются на зиму синицы, клесты, сойки, ворона, сорока, тетерев, глухарь) 11) Ведущий: Спиною зеленовата, Животиком желтовата. Чёрненькая шапочка И полоска шарфика. (синица) Учёный орнитолог: Эти птицы очень находчивы и изобретательны. А какие они ловкие: лазают, кувыркаются на ветках, как на турниках. А вы знаете, что у синичек даже праздник свой есть. Он так и называется – «Синичкин день». По народному календарю бывает 14 ноября. В этот день синичка как бы встречает зимних гостей. Учитель: Сейчас мы немножко отдохнём и проведём игру "Не ошибись". Встаньте. Если я буду называть (показывать) какую-то птицу, то вы должны присесть, если эта птица зимует у нас, или замахать руками, как крыльями, если птица улетает на юг(Соловей, дятел, клёст, грач, ласточка, утка, синица, свиристель, кукушка, скворец, оляпка, воробей, аист, жаворонок, снегирь, ворона, сорока, журавль, тетерев, галка) Учитель: Молодцы, ребята, всех птиц угадали. - Какие это птицы?( зимующие). - А у нас синичка плачет. Синичка : Ну, морозы! Ну, морозы Нос наружу ой, ой, ой! Даже белые березы В серой корке ледяной. И голодная я, Тихо плачу у окна: «Негде греться и кормиться Ни козявки, ни зерна День дымится морозной далью Ночи снежны и темны, Замерзаю, голодаю, не дожить мне до весны! Учитель: Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам? - Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить, дорог каждый час. - А мы как можем помочь птицам? (Кормушки повесить на дерево и каждый день кормить птиц) Работа в группах: - А чем кормить птиц зимой, вы определите сами. Сейчас вы поработаете в группах. Из предложенного списка кормов выберите нужное. Составьте меню для птиц. (Крошки хлеба, зерно, семечки подсолнуха, сок, сливочное масло, творог, несоленое сало, ягоды рябины, шоколадные конфеты, семечки арбуза, семечки тыквы, крупа.) - Давайте, проверим, каждая группа из списка называет один вид корма. Я отмечаю на доске, постарайтесь не повторяться. Рябина. Макароны Семечки. Ягоды шиповника Ржаной хлеб. Белый хлеб Шоколадные конфеты Яблоко Пшено (крупа) Гречневая каша Сало соленое Кусочки сырого мяса и др. - Да, ребята, правильно. - Итак, чем можно кормить птиц в зимнее время? Зимой птицы становятся менее разборчивы к еде и едят почти все. Поэтому можно кормить остатками пищи со стола. (Снегири – семечки арбуза, тыквы. Голуби, воробьи – крупу, хлеб, зерно. Синички несоленое сало) - А летом питаются семенами сорных трав, деревьев, плодами кустарников, насекомыми. А на зиму от природных даров остаются птицам плоды рябины. Правила подкормки птиц - Ребята, я вам предлагаю подумать, какие правила надо соблюдать, чтобы кормить птиц зимой? (Во время подкормки не сорить, не оставлять полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки и т.д. Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, в одно и тоже время. Птицы будут сами прилетать к этому времени. Кормить регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени. Корма класть немного) Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни. Семена дыни и тыквы охотно едят все птицы, кроме синиц и поползней. Овес едят овсянки, воробьи, если нет ничего лучше, синицы. Пшено и просо-любимая еда овсянок и воробьев. Семена репейника- основной корм щеглов. Семена крапивы охотно едят все зерновые птицы. Семена крапивы, репейника, конского щавеля, лебеды собирают в августе - сентябре, пока они еще не осыпались. Для заготовки семян срезают все растение и хранят в виде веничков. Зимой венички вешают возле кормушек. Ягоды рябины и калины - любимая пища снегирей и свиристелей. Заготавливать ее лучше после первых заморозков. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно давать птицам. Сырое сало - превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Салом (несоленым) птицу хорошо подкармливать в морозные и ненастные дни. Сырое мясо - хорошая пища для синиц и поползней, а также для ворон, галок и сорок. Кусочки несоленого сала и мяса подвешивают на ниточках. Нельзя выплёвывать жевательную резинку на улице, нужно её убирать в мусорницу. Птицы, принимая её за корм, начинают клевать и склеивают свои клювы и гибнут. ИГРА «Выбери зимующих птиц» - Выберите, какие птицы прилетят к нам к кормушке? (Ребята выбирают птичку-шаблон и раскрашивают его) - Как вы думаете, только ли холод страшен для всех этих птичек? - Да ребята, зима птицам страшна не холодом, а голодом. У них одна забота успеть за короткий день пищу отыскать. Сыта птица и тепло ей под пухом и перьями, а оперенье защищает птиц от потери тепла. В нашей кормушке много корма, хватит всем нашим питомцам. Давайте сделаем доброе дело и накормим пернатых друзей. (Дети приклеивают своих нарисованных птиц на плакат с изображением кормушки.) Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней (включается фонограмма записи голосов птиц) и богатым урожаем, спасённым птицами, от вредителей вашего огорода. Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее и будете бережнее относиться ко всему живому. - Согласитесь, ребята, что птицы очень интересные существа. Давайте вспомним, что мы сегодня о них узнали? (Научились различать зимующих птиц, говорили о том, как они зимуют, какие трудности преодолевают зимой, как им нужно помогать и чем подкармливать.) - И я думаю, что после этой беседы, вы будете по-другому относиться к нашим маленьким, беззащитным, пернатым друзьям. Награждение учеников грамотами и призами. Подведение итогов. - В заключении, послушайте, пожалуйста, замечательное стихотворение М. Яшина «Покормите птиц зимой!». Ученик: Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Небогаты их корма, Горсть одна нужна, Горсть одна – и не страшна Будет им зима. Сколько гибнет их – Не счесть, видеть тяжело! А ведь в нашем сердце есть И для них тепло Разве можно забывать: Улететь могли А остались зимовать Заодно с людьми… Ученик: Стихотворение «Зимние гости» Смастерили мы кормушки Для голодных зимних птиц: — Прилетайте к нам, подружки, Стайки резвые синиц! Снегири, за ними следом К нам спешите под окно! Мы накормим вас обедом — Есть и просо и пшено. Галку, черную как сажа, Мы не будем прогонять. Воробью-плутишке скажем: — Только, чур, не воровать. А сороки-стрекотушки Знай, кричат: — И мне! И я! Собирайтесь у кормушки, Все пернатые друзья! Рефлексия Спасибо всем за помощь! Спасибо за сотрудничество! Я бы очень хотел знать, какие чувства вы испытывали? Интересно ли вам сегодня было? Какое настроение у вас? А сделать это можно вот так! Если у вас хорошее настроение, много положительных эмоций, подойдите к солнышку. Если что-то не так, что не получилось, подойдите к облачку. Если совсем грустно, подойдите к тучке. Вот сколько юных друзей пернатых появилось! Спасибо всем за помощь и сотрудничество! Звучит песня. | |
|
Всего комментариев: 0 | |