Главная » 2016 » Январь » 18 » Городская олимпиада по русскому языку 10 класс
14:25
Городская олимпиада по русскому языку 10 класс
Вопрос № 1

Расставьте правильное ударение во всех словах.

В каких словах допускается колебание в произносительной норме: предвосхитить, петля, апостроф, танго, жалюзи, диспансер, заржаветь

Оценка. За каждый правильный ответ - 1 балл. За правильный комментарий колебания ударения в словах - дополнительный 1 балл.

Вопрос № 2

В 1917-1918 гг. из русской азбуки в числе других была удалена буква I, i (называемая i -десятиричное).

Задания и вопросы.

1) Вспомните историю букв кириллицы. В составе каких двух букв буква I, i все-таки осталась после реформы? Как называются такие буквы?

2) Проанализируйте примеры: прiѣздъ, пiанино, Iуда, Iосифъ, сiять, прiютъ, вiётся, cie, Iисусъ, армiи, синiи, обои, сваи, Луиза, Кореи.

Сфор мулируйте правило употребления буквы I, i, действовавшее до 1917 г.

Оценка.1) 2 балла 2) 2 балла

Вопрос № 3

Прочитайте фрагменты текстов.

Ах! Не с нами обитает Я помню чудное мгновенье:

Гений чистой красоты; Передо мной явилась ты,

Лишь порой он навещает Как мимолетное виденье,

Нас с небесной высоты... Как гений чистой красоты.

(В. А. Жуковский. «Лалла Рук»). (А. С. Пушкин, «К***»).

Известно, что выражение гений чистой красоты А. С. Пушкин взял у

В. А. Жуковского из баллады «Лалла Рук», где так называется душа умершей героини Лаллы. Объясните происхождение слова гений. А что значит это выражение в приведенных фрагментах? Объяс ните современное значение слова гений.

Оценка.

До 3 баллов за ответ на каждый вопрос.

Вопрос № 4

В русском языке два глагола топить: топить¹ - 'согревать, сжигая топливо', топить² - 'погружать в воду'. Можно ли считать, что в древно сти это был один глагол, у которого так сильно разошлись значения. Обос нуйте свой ответ.

Оценка. Полный верный ответ – 5 баллов.

Вопрос № 5

Просклоняйте во мн. ч. сочетания имен и фамилий братья Пушкины и братья Дарвины.

В каких падежах окончания русских фамилий отличаются от падежных окончаний английских фамилий?

Как это можно объяснить с точки зрения истории образования русских фамилий?

Оценка

Правильное склонение – 2 балла
За названные отличия падежных форм – 1 балл.
Дано правильное объяснение – 2 балла

Вопрос № 6

Предположим, иностранец вас спросил: как правильно сказать по-русски: бегите или бежите. Что вы ответите? Какой ответ будет наиболее полным?

Оценка.

За правильный ответ с примерами максимально - 4 балла.

Вопрос № 7

Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исто рической точек зрения: победа, восторг, ухаб, изувечить, вздор, ветка.

Для ответа воспользуйтесь таблицей:

Современное членение


Историческое членение



Оценка.

По 1 баллу за каждое правильно разобранное слово с современным членением.

1 балл за каждое правильно разобранное с исторической точки зрения слово.

Вопрос № 8

Восстановите первоначальный вид фразеологизма. С какой целью его изменил автор?

Мы вошли среди криков и плеска.

Сядем здесь. Я боюсь первых мест,

Что за радость ослепнуть от блеска

Генеральских, сенаторских звезд.

Лучезарней румяного Феба

Эти звёзды: заметно тотчас,

Что они не нахватаны с неба –

Звёзды неба не ярки у нас.

(Н. Некрасов. «Балет»)

Оценка. 1 балл - за восстановленный фразеологизм; 2 балла - за указание на цель изменения формы фразеологизма и правильное понимание контекста

Вопрос № 9

На примерах покажите, какую синтаксическую роль могут выпол нять в предложении имена существительные в форме именительного па дежа.

Оценка. 1 балл – за 1 пример с указанием синтаксической роли существительного в именительном падеже. Максимальный балл зависит от количества правильно приведённых примеров.

Вопрос № 10

Можно ли в приведенных предложениях однозначно определить синтаксическую функцию выде ленных словоформ? Дайте мотивированный ответ.

Баржи у берега почернели от сырости.

Окно в стене занимало мало места.

Совершить перелёт из Жуковского в Москву прибыли любители авиаспорта.

Оценка. Максимальный балл - 6 баллов.

Вопрос № 11

Прочитайте текст. Назовите тип словаря русского языка, о котором идет речь.

Это словарь с инверсионным алфавитным порядком слов. Возникновение таких словарей принято связывать со средневековым арабским языкознанием 13-14 века. В Европе такие словари как словари рифм появились в 18 веке. Собственно словари такого типа стали создаваться только в конце 19 – начале 20 века. В России первый словарь такого рода (1974 г.) включал 125 тысяч слов.

Приведите схематичный пример словарной статьи из этого словаря (опишите, как выглядит словарная статья).

Для каких целей может быть использован словарь данного типа?

Оценка

Название типа словаря – 1 балл

Пример словарной статьи – 1 балл

Ответ на вопрос о целях использования словаря – до 3 баллов в зависимости от полноты ответа.

Вопрос № 12

Прочитайте древнерусскую притчу.

Перепишите притчу, подчеркивая и кратко объясняя все устаревшие грамматические формы. Переведите притчу на современный язык.

О осле и жабе

Осел дрова несый и преходя некое езеро, поползся, впад в езеро. И не могий востати, воздыхая стеня. Сущий же в езере жабы стенание его услышавше, рекоша: «О ты, и что сотворил бы еси, аще бы сицевое время зде пребывал, елико мы, поне на малое время впадый, тако воздыхая стенеши?»

Толк. Сицево слово требует, аще некто к мужу нерадивому и ленивому, в малых трудех себе отчаявающаса, многия удобныя претерпевая.

Максимальная оценка – 12 баллов
Категория: Олимпиада | Просмотров: 416 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar