Главная » 2016 » Январь » 17 » Городская олимпиада по литературе 10 класс
17:40
Городская олимпиада по литературе 10 класс
I. Знание текстов художественных произведений

1. Определите, из какого произведения взяты следующие пейзажные зарисовки:

а) «Но вот опять хлынули играющие лучи, – и весело, величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой. Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь. К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда. В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательной кроткости».

б) «В лесу те же деревья, но в шуме их явился особенный смысл: между ими и ею водворилось живое согласие. Птицы не просто трещат и щебечут, а все что-то говорят между собой; и все говорит вокруг, все отвечает ее настроению; цветок распускается, и она слышит будто его дыхание».

в) «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, - все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины. Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека».

г) «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля, тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами».

2. Угадайте по приведенному описанию героев произведений русских писателей XIX века:

а) «Барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах… мы видим его в мае месяце 1859 года, уже совсем седого, пухленького и немного сгорбленного, он ждет сына, получившего, как некогда он сам, звание кандидата».

б) «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девушка, с своими детскими открытыми плечиками… сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками».

в) Такой человек «зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь; сколько ни представляй ему доводов, ясных как день, все отскакивает от него, как резинный мяч отскакивает от стены».

г) «В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года».

д) Он «был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти... Кроме того, он был рассеян».

е) «Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх».

3. Восполните пропуски, вставив необходимые слова.

а) В романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин дает яркие, меткие характеристики некоторым русским писателям. В пушкинском тексте пропущены эпитеты. Восполните пробелы.

Сатиры [?] властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы.

Так ты, Языков [?],

В порывах сердца своего,

Поешь бог ведает кого.

Согретый вдохновенья богом,

Другой поэт [?] слогом

Живописал нам первый снег

И все оттенки зимних нег.

б) Укажите имена, которые входили в круг чтения автора и главных героев романа «Евгений Онегин»:

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,

Читал охотно [?],

А [?] не читал…

Бранил [?],[?];

Зато читал [?]

И был глубокий эконом…

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все;

Она влюблялася в обманы

И [?] и [?].

II. Знание истории литературы. Общая культура чтения

1. Кому из русских писателей принадлежат следующие псевдонимы:

В. Алов

Антоша Чехонте

Козьма Прутков

Николай Щедрин

Максим Горький

2. Какой театр в Москве называют «Домом Островского», потому что там были поставлены почти все его пьесы?

3. Кого из писателей второй половины XIX века прозвали «Колумбом Замоскворечья» и почему?

4. Соотнесите название критической статьи с именем критика, ее написавшего; укажите, на какое произведение русской литературы была написана данная работа (одно из имен используется дважды).

1) «Асмодей нашего времени» а) Н.А. Добролюбов

2) «Что такое обломовщина?» б) М.А. Антонович

3) «Темное царство» в) Д.И. Писарев

4) «Базаров»

III. Знание теории литературы

1. Определите, какие стилистические фигуры используются в данных отрывках, дайте их определения:

а) Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и забитая,

Ты и всесильная,

Матушка-Русь!…

(Н.А. Некрасов)

б) Вот на берег вышли гости,

Царь Салтан зовёт их в гости...

(А. С. Пушкин)

в) Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой!

(А.С. Пушкин)

2. Определите жанр следующих произведений А.С. Пушкина, укажите основные признаки жанра:

а) Полу-милорд, полу-купец,

Полу-мудрец, полу-невежда,

Полу-подлец, но есть надежда,

Что будет полным наконец.

б) Угрюмых тройка есть певцов –

Шахматов, Шаховской, Шишков,

Уму есть тройка супостатов –

Шишков наш, Шаховской, Шихматов,

Но кто глупей из тройки злой?

Шишков, Шихматов, Шаховской!

3. Назовите основные композиционные элементы художественного произведения. Дайте определение понятию «кульминация», проиллюстрируйте свой ответ (на примере пьесы Н.А. Островского «Гроза»).

IV. Литература и другие виды искусства

1. Назовите автора единственного прижизненного портрета Ф.М. Достоевского.

2. Соотнесите имя художника и писателя, чей портрет он написал (двое художников написали работу с одинаковым названием):

1) О.А. Кипренский а) Портрет писателя Л.Н. Толстого

2) В.А. Тропинин б) Портрет А.П. Чехова

3) Н.Н. Ге в) Портрет Пушкина

4) И. Крамской г) Пушкин в селе Михайловском

5) О.Э. Браз

3. Назовите театр, в котором впервые была поставлена пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад».

V. Анализ эпизода

Прочитайте фрагмент из романа И.А.Гончарова «Обломов» Объясните смысл, художественное своеобразие и роль этого эпизода в произведении.

Слушая жену, Андрей пытался разобраться в ее чувствах к Обломову:

- Хочешь, я скажу тебе, отчего он тебе дорог, за что ты еще любишь его?»

Она кивнула в знак согласия головой.

- За то, что в нем дороже всякого ума: честное, верное сердце! Это его природное золото; он невредимо пронес его сквозь жизнь. Он падал от толчков, охлаждался, заснул, наконец, убитый, разочарованный, потеряв силу жить, но не потерял честности и верности. Ни одной фальшивой ноты не издало сердце его, не пристало к нему грязи. Не обольстит его никакая, нарядная ложь, и никто не совлечет на фальшивый путь; пусть волнуется около него целый океан дряни, зла, пусть весь мир отравится ядом и пойдет, навыворот – никогда Обломов не поклонится идолу лжи, в душе его всегда будет чисто, светло, честно… Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе! Его сердце не подкупишь ничем; на него всюду и везде можно положиться. Вот почему ты осталась верна и почему забота о нем никогда не будет тяжела мне. Многих людей я знал с высокими качествами, но никогда не встречал сердца тише, светлее и проще; многих любил я, но никого так прочно и горячо, как Обломова. Узнав раз, его разлюбить нельзя. Так это? Угадал?

В ее воспоминании воскресло кроткое, задумчивое лицо Обломова, его нежный взгляд, покорность, потом его жалкая, стыдливая улыбка, которою он при разлуке ответил на ее упрек… ей стало так больно, так жаль его…

- Ты его не оставишь, не бросишь? – говорила она…

- Никогда! Разве бездна какая-нибудь откроется неожиданно между нами, стена встанет…

Она поцеловала мужа.

- В Петербург ты возьмешь меня к нему?

Он нерешительно молчал.
Категория: Литература | Просмотров: 444 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar