Главная » 2016 Январь 17 » Дистанционная олимпиада по литературе 5 класс
17:58 Дистанционная олимпиада по литературе 5 класс | |
I. Комплексный анализ текста
1. Известно, что сказки можно разделить на три вида: бытовые, волшебные, и сказки о животных. По приведённым отрывкам определите, к какому виду относится каждая из сказок. 1) Жил в деревне бедный мужик. Вот однажды работает он в мороз в худенькой своей одежонке, дрова рубит – не нагреется, лицо его от мороза разгорается. Въезжает в деревню барин, остановился около мужика: - В такую стужу ты рубишь? - В такую стужу нужда рубит. Барин изумился… 2) Жили-были кум с кумой – волк с лисой. Была у них кадочка медку. А лисица любит сладенькое; лежит кума с кумом в избушке, да украдкою постукивает хвостиком. - Кума, кума, - говорит волк, - кто-то стучит. - А, знать, меня на повой зовут! – бормочет лиса. - Так поди, сходи, - говорит волк. Вот кума из избы да прямёхонько к мёду, нализалась и вернулась назад… 3) Жили-были петушок да курочка. Рылся петушок и вырыл бобок. - Ко-ко-ко, курочка, ешь бобовое зёрнышко! - Ко-ко-ко, петушок, ешь сам! Съел петушок зёрнышко и подавился. Позвал курочку: - Сходи, курочка к речке, принеси водицы напиться. Побежала курочка к речке. - Речка, речка, дай мне водицы: петушок подавился бобовым зёрнышком! Речка говорит: «Сходи к липке, попроси листок, тогда дам водицы…» 4) Тут Иван-царевич залился горькими слезами – где же в море яйцо найти! Вдруг подплывает к берегу щука и держит яйцо в зубах. Иван-царевич разбил яйцо, достал иголку и давай у неё конец ломать. Он ломает, а Кощей Бессмертный бьётся, мечется. Сколько ни бился, ни метался Кощей, сломал Иван-царевич у иглы конец, пришлось Кощею помереть… 5) Жили себе дед и баба. И была у них курочка ряба; снесла под полом яичко – пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил – не разбил, баба била – не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила! 6) Один раз купца не было дома. Откуда ни возьмись, приходит ведьма: стала под Алёнушкино окошко т так-то ласково начала звать её купаться на реку. Привела ведьма Алёнушку на реку. Кинулась на неё, привязала Алёнушке на шею камень и бросила её в воду. А сама оборотилась Алёнушкой, нарядилась в её платье и пришла в её хоромы. 2. Здесь перепутаны части загадок (начало и конец). Восстановите загадки, «соединив» их части, отгадайте и запишите ответы. Кверху дном – полная, Днём обручем, Свернёшь – клин, Чем больше от неё отбавишь, Сильнее солнца, слабее ветра, Бьют Ермилку по затылку, ночью кольцом. он не плачет, только ножку прячет. книзу дном – пустая. ног нет, а идёт, глаз нет, а плачет. развернёшь – блин. тем больше она становится. 3. «Соедините» названия литературной сказки и её автора. Г.-Х. Андерсен А.С. Пушкин П.П. Ершов В.А. Жуковский П. Бажов Н. Гоголь «Каменный цветок» «Конёк – горбунок» «Снежная королева» «Вий» «Спящая царевна» «Сказка о попе и работнике его Балде». 4. Герои басен И.А. Крылова «перепутались». Наведите порядок, соединив линиями героев одной басни. Ворона Стрекоза Зеркало Листы Кукушка Осёл Орёл Мышь Обезьяна Лисица Крыса Муравей Соловей Петух Корни Пчела 5. Прочитайте «басню». Вы заметили, что её герои «перемешаны»? Определите, из каких трёх басен И.А. Крылова они взяты. Однажды Лебедь, Рак да Щука. Проказница Мартышка, Осёл, Козёл Да Косолапый Мишка Везти с поклажей воз взялись. И вместе трое все в него впряглись. Достали нот, баса, альта, две скрипки – И сели на лужок под липки, - Пленять своим искусством свет. У всякого талант есть свой. Но часто, на успех прельщаяся чужой, Хватается за то иной, В чём он совсем не годен. Вот пуще прежнего пошли у них разборы И споры. Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт, И выйдет из него не дело, только мука. А мой совет такой: Берись за то, чему ты сроден, Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец. 6. В магическом квадрате зашифрованы фамилии русских писателей. Читаться они могут слева направо, справа налево, по горизонтали или вертикали, могут «ломаться» под прямым углом. Найдите эти фамилии. Ж у к Б а ж н с А о в с о и т Д о с к в к а х е т и у ш ф о Ч о й П Н ь в й е в в о е в и к с о с 7. Прочитайте сказку Феликса Кривина. Научный спор …Калоша и Босоножка отличаются тем, что как только окажутся рядом, тотчас заводят учёные споры. - Какой мокрый этот мир, - начинает Калоша. – Идёшь, идёшь – места сухого не встретишь. - Да что Вы! – возражает Босоножка. – В мире совершенно сухо. - Да нет же мокро! - Именно сухо! Их споры обычно разрешает Комнатная Туфля: - Коллеги, оставьте бесполезные споры. Мир бывает и мокрым, и сухим; мокрым – когда хозяйка моет пол, сухим – всё остальное время. А теперь попробуйте сочинить сказку, где главные герои – самые обычные вещи. Например, портфель или карандаш, телефон и записная книжка. Пусть вам в этом помогут олицетворение и фантазия. 8. Комплексный анализ текста. Золотой луг М. Пришвин У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ним постоянная забава. Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел – он впереди, я в пяту. - Серёжа, - позову я его деловито. Он оглянётся, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие. Мы жили в деревне, под окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг – золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым. С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что они спать ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали. Каким настроением проникнут весь рассказ? Почему? Как вы бы охарактеризовали взаимоотношения братьев? Какие слова, выражения из текста помогают это понять? Найдите в рассказе слова, относящиеся к разговорному стилю. Какова их роль в тексте? Как построен рассказ? Как в нём развивается действие? Найдите в тексте эпитеты. Какие предметы, отношения, чувства они характеризуют? Определите тему и основную мысль рассказа. Прокомментируйте название рассказа. II. Интерпретация лирического стихотворения 1. *Прочитайте стихотворения и расскажите о них самостоятельно или использовав в качестве основы вопросы после стихотворения. Помните, что лирическое произведение – это рассказ о мыслях, чувствах. Отношениях, его чаще всего нельзя пересказать, но можно рассказать о том, как понял и какие картины родились в воображении после прочтения. М. Исаковский Родное Сыплет спелые орехи Мне орешник в кузовок. Лес рябиновые вехи Расставляет у дорог. По оврагам, по обрывам, Через пальцы ивняка Льётся тихо и пугливо Жёлтолистая река. На ветвях танцуют белки, Лес, обветренный, молчит. Солнце в облачные щелки Шлёт раскосые лучи. У опушки дремлют кони, Подпирая боком ель. Снится им, что в поле стонет Безголосая метель. Школьный дом одноэтажный Улыбается окном. Грач по нивам ходит важно. Словно сельский агроном. Гусь степенный в луже моет Свой гусиный красный нос… - Всё моё и всё родное, Чем я жил и где я рос. 1924 Каково настроение стихотворения? Понаблюдайте, его нельзя определить только одним словом. Зависит ли от этого интонация при чтении? В этом стихотворении поэт использовал для образности много метафор и олицетворений. Найдите их, объясните, как вы их понимаете. Назовите образный ряд стихотворения и прокомментируйте его название. Сколько строф понадобилось автору, чтобы передать свои мысли, своё восприятие жизни? В каких строчках заключена главная мысль, идея этого лирического произведения? А.А. Фет *** Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом; Опять весна душистая Повеяла крылом. Станицей тучки носятся, Тепло озарены, И в душу снова просятся Пленительные сны. Везде разнообразною Картиной занят взгляд Шумит толпою праздною Народ, чему-то рад… Какой-то тайной жаждою Мечта распалена - И над душою каждою Проносится весна. 1844 Перечитаете стихотворение ещё раз и определите его настроение. Отметьте те слова или фразы, которые помогают нам понять это настроение. О чём это стихотворение; в каких строчках заключена главная мысль, личное отношение к описываемому? Какие картины рисует поэт; определите приёмы и средства выразительности, с помощью которых автор создаёт эти образы. Созвучно ли то, что происходит в природе, с тем, что на душе у человека? Обратите внимание на эпитет к слову «сны», на олицетворение «мечта распалена». Какие ещё олицетворения вы видите в стихотворении? Зачем автор использует это приём? Как вы понимаете строчку «весна душистая повеяла крылом»? Проследите, как движется поэтическая мысль: с какой картины начинается стихотворение, как раздвигается пространство, куда направлен взгляд поэта, обратите внимание на вторую и последнюю строфу: от картин природы – к описанию состояния человека. 2. С помощью повторения каких звуков в каких словах поэт помогает услышать раскаты грома? Движение воды? Шум весенних ручьёв? 1) Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя. Грохочет в небе голубом. 2) Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят – Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят… III. Из истории литературы. Теория литературы. 1. Соедините фамилии и имена русских и зарубежных писателей. Агния Астрид Сергей Александрович Александр Иванович Александр Сергеевич Константин Георгиевич Джанни Виктор Петрович Самуил Яковлевич Михаил Михайлович Есенин Пришвин Куприн Маршак Линдгрен Родари Астафьев Барто Паустовский Пушкин 2. Соотнесите термин и его определение. Жанр фольклора, краткое изречение с назидательным содержанием. Описание природы в литературном произведении. Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания. Краткое образное выражение, незаконченное высказывание. Вид комического, весёлый, безобидный, смех. Юмор Басня Пословица Поговорка Пейзаж 3. Олицетворения помогают ярче передать динамизм происходящих явлений, при этом неодушевлённые предметы и явления приобретают человеческие черты. Найдите в данных отрывках олицетворения вместе с существительными, к которым они относятся. Ф.И. Тютчев Сияет солнце, воды блещут, На всём улыбка, жизнь во всём, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом. Поют деревья, блещут воды. Любовью воздух растворён, И мир, цветущий мир природы, Избытком жизни упоён… А.Майков Осень Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу… Смело топчу я ногой Вешнюю леса красу. С холоду щёки горя; Любо в лесу мне бежать. Слышать, как сучья трещат, Листья ногой загребать! … Долго на листьях лежит Ночи мороз, и сквозь лес Холодно как-то глядит Ясность прозрачных небес… М.Ю. Лермонтов Весна Когда весной разбитый лёд Рекой взволнованной идёт, Когда среди полей местами Чернеет голая земля И мгла ложится облаками На полуюные поля, - Мечтанье злое грусть лелеет В душе неопытной моей; Гляжу, природа молодеет, Но молодеть лишь только ей… | |
|
Всего комментариев: 0 | |