Главная » 2015 » Апрель » 15 » Контрольные работы по литературе 11 класс 3 четверть ФГОС Школа России
13:15
Контрольные работы по литературе 11 класс 3 четверть ФГОС Школа России
Контрольные вопросы по теме: «Андрей Платонов. Судьба писателя».

1.Какова настоящая фамилия А. Платонова?

( Климентов)

2.Кем он работал до того как пришел в литературу?

(Рассыльным в страховом агентстве, литейщиком на трубном заводе, помощником машиниста на локомотиве, в различных мастерских, на паровозоремонтном заводе).

3.В каком произведении отразился опыт его работы помощником машиниста?

( В рассказе «В прекрасном и яростном мире»).

4.Писал ли Платонов стихи?

(Да, например, сборник «Голубая глубина», но они казались всем слишком простыми или косноязычными).

5.Как называется первое, изданное произведение Платонова?

(Не считая газетных заметок, таким произведением стала брошюра «Электрификация»).

6. К какому литературному течению причислял писатель себя и почему?

(Платонов записал в анкете: « Ни к какому. Предпочитаю иметь свое»).

7.За какое произведение Платонов был обвинен в анархо - индивидуализме?

( За рассказ «Усомнившийся Макар». Сталин рядом с названием написал свое определение: «Подонок» Так был дан сигнал к травле).

8.Какая трагедия случилась в жизни его сына? Сумел ли Платонов помочь ему?

( Сына по ложному доносу в заговоре против Сталина. Только Шолохов смог попросить Сталина о пересмотре этого дела).

9.Назовите произведения, написанные Платоновым после поездки в Туркмению и отражающие это время.

(Роман «Ювенильное море», рассказ «Песчаная учительница», замысел «Джан»).

10.Какие известные романы он написал?

( «Котлован», «Чевенгур»).

Контрольные вопросы по теме: «Роман А. Платонова «Котлован».

1. Кто главный герой романа? (Вощев)

2. За что его уволили ? Борется ли он за свои права? Почему? (Формулировка была такая: «устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда», «Ему снова предстояло жить и

питаться, поэтому он пошел в завком -- защищать свой ненужный

труд»).

3. Зачем рабочие роют котлован? Что будет построено? ( Они готовят фундамент светлого будущего. Общежитие для пролетариата)

4. Чем является для Вощева новая работа:

- это рытье котлована

- это строительство коммунистического рая

- это заработок

- это способ занять себя хоть чем- нибудь

- это повод задуматься о смысле жизни? (каждый отвечает самостоятельно и обоснованно)

5. Зачем Платонов ставит рядом образы кузнеца – работяги и инвалида Жачева?( Человек труда противопоставлен человеку паразитирующему на чужом труде, приносящий пользу – бесполезному)

Кто из них чувствует себя значимым и нужным и почему? ( Жачев чувствует себя значимым, это ему позволяет новая идеология: «Ты что ж, буржуй, иль забыл, за что я тебя терплю? Тяжесть хочешь получить в слепую кишку? Имей в виду - любой

кодекс для меня слаб!

Здесь инвалид вырвал из земли ряд роз, бывших под рукой, и,

не пользуясь, бросил их прочь»).

6. Зачем в романе появляется новое действующее лицо – Настя? Какова ее история?(Образ Насти – образ будущего, ради которого все трудятся сейчас)

7. Как в романе отразилась эпоха раскулачивания? ( Всех кулаков посадили на плот и отправили вниз по реке. « раскулаченные уплывали по течению и смотрели на оставшихся на Оргдворе последних счастливых людей» ).

8. К каким выводам пришла комиссия, побывавшая на котловане? (Котлован слишком мал. Он не вместит всех трудящихся, поэтому нужно рыть в 4 раза больше)

9. Может ли увеличение котлована в 4 раза сделать людей счастливыми? (Ответ очевиден. Нет).

10.Отчего умирает Настя? (Она не дождалась светлого будущего, ее утомило безрадостное настоящее).

11.Чем символично захоронение Насти?( Как будто рабочие прощаются со своей мечтой о счастье, хоронят его).

12.Как Платонову удается показать, что у героев романа нет и не может быть счастливого будущего? (Если так тяжело настоящее и так туманно, далеко будущее, то кто и когда доживет до него- вот вопрос который каждый из рабочих задает себе. Даже идеолог строительства Прушевский хочет покончить жизнь самоубийством: « И решив скончаться, он лег в кровать и заснул со счастьем равнодушия к жизни).

.

13.Понимают ли они сами это? Докажите. (Рабочие не способны понимать они работают и умирают на работе).

14. По-вашему, чего не хватает героям романа «Котлован» для счастья? (каждый отвечает самостоятельно и обоснованно)

Задание: объясните смысл фраз А. Платонова.

Известно, что машинистки не брались перепечатывать рукописи А. Платонова, объясняя это тем, что Платонов пишет слишком сложно, приходится запоминать каждое слово, а не строчку, как обычно. Язык писателя действительно необычен, труден. Проследите по тексту романа, как влияет платоновское «косноязычие» на осмысление романа? Может быть, неординарность языка – необходимость. Так Платонову удается сказать больше, иначе, а «косноязычие» служит средством передачи авторского взгляда на события эпохи построения счастливого будущего? Определите, в чем заключен двойной смысл платоновских выражений, «расшифруйте»:

« а если вам делать нечего, так вы лучше почитайте своего ребенка. Когда вы умрете, он будет». (Вощев)

- « не жалел тела на работу ума» (Вощев)

« раскулаченные уплывали по течению и смотрели на оставшихся на Оргдворе последних счастливых людей»

« все бедные и средние мужики работали с таким усердием жизни, будто хотели спастись навеки в пропасти котлована»

« это слабое тело, покинутое без родства среди людей, почувствует когда-нибудь согревающий поток смысла жизни и ум ее увидит время, подобное первому исконному дню» (Вощев о Насте)

«Да здравствует Ленин, Козлов и Софронов!» (слабосильный Козлов ушел в город, чтобы «за всем следить» и «сильно любить пролетарскую массу»)

« музыка заиграла марш молодого похода»

«он выдолбил в граните нишу для захоронения и приготовил плиту, чтобы ни один лучик солнца не мог проникнуть в могилу Насти, никакая букашка ее не потревожила». (Чиклин)

« Пойду на прощанье хотя бы убью товарища Пашкина».

Для справок:

Оксюморон — сочетание несочетаемого(горячий снег). Плеоназм — (греч. Излишек), многословие, использование лишних слов не т. для полноты смысла, но и для стилистического эффекта ( мы видели мертвые трупы). Крайняя форма плеоназма- тавтология. Канцеляризмы - слова и устойчивые словосочетания официально-делового стиля, в художественной литературе используются для речевой характеристики персонажа.
Категория: Литература | Просмотров: 624 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar